Понять и простить: как устроен рынок банкротства в России

25.05.2018

Для многих людей банкротство – это что-то постыдное и неприятное. Хотя в западных странах эта процедура естественная и чистоплотная. Не удивительно, что многие известные предприниматели(в том числе Дональд Трамп) проходили эту процедуру много раз.

dolg.jpg

Вина должника не в том, что он не может выплатить долг – ситуаций в жизни бывает много. Когда кредитор давал взаймы должнику, он ведь оценивал риски не возврата. Прекрасно зная, например, что часть должников не справится с долговым бременем, кредитор закладывал этот форс-мажор в процентную ставку и параметры долга.

Банкротство или финансовое оздоровление – законный путь должнику не становится бесполезной экономической единицей, чтобы всю жизнь нести бремя растущего долга. Это абсолютно разумный выход из ситуации, когда должник и кредитор идут в суд и разбираются в причинах такой ситуации (как правило формально). Суд вводит предусмотренные законом процедуры, убеждается, что взять с должника нечего и его или её доход не обеспечит покрытие обязательств и списывает долг.

Естественно, не нужно пытаться воспользоваться законом в целях обогащения. Малейшие подозрения в недобросовестности должника приведут к более скрупулезному расследованию его деятельности, и процедура закончится плачевно.

Закон – наш друг

2 года назад в России появилась возможность уйти от непосильного долгового бремени. Закон подписал Президент и всё завертелось.

Первые счастливчики, кто списал долги, появились в апреле 2016 года. И уже на сегодняшний таковых около 80 тысяч.

Работа с должниками и раньше была отдельной экономической нишей разнообразных антиколлекторов и юристов. Теперь эта деятельность получила новый импульс к развитию. Раньше клиенту предлагалось оспорить кредитный договор: уменьшить проценты, снизить выплаты и т. п. Но в целом всё оставалось на своих местах. Долг никуда не пропадал. Обязательства облегчались или уменьшались, но не пропадали.

С недавнего времени всё изменилось. Теперь от долгов можно избавиться совершенно законно и полностью. Процедура очень сильно изменилась – и это разумеется расширило рынок и увеличило его объем.

Антиколлекторы стали списывать долги совершенно легально. Вопрос был в другом. Юристы в процедуре теперь не нужны.

Банкротный кардинал – арбитражный управляющий


Банкротство проводит в суде совершенно необычное для большинства людей лицо – арбитражный управляющий. Это сертифицированный специалист и его услуги нужно оплачивать согласно закону. И такса эта составляет 2 тысяч рублей за всю процедуру.

Казалось бы, те у кого возникли проблемы с выплатой долга должны искать арбитражного управляющего и идти к наиболее понравившемуся. Особого смысла выбирать нет, потому что арбитражный управляющий работает в интересах обеих сторон: должника и кредитора – нарушая баланс интересов в процедуре, арбитражный управляющий рискует навлечь на себя санкции вплоть до уголовных. Однако, всё оказывается не настолько просто.

Большинство должников попадается в маркетинговые ловушки юристов или антиколлекторов. По любому запросу «списать долги» поисковик выдаст сотни и тысячи сайтов, где им предложат прийти в офис к юристам и там уже их убедят в том, что банкротство – прерогатива юристов. Фирма обанкротит должника, правда будет стоить эта услуга ему многократно выше. Вознаграждение посредника в такой ситуации составляет до 80% от гонорара. Затраты на маркетинг у таких контор очень велики, и их отбивают за счет клиентов.

У такой ситуации есть несколько минусов.


Конечно, бывают случаи, когда юрист необходим в деле о банкротстве, если у должников сложная структура собственности или проблемы с законом. Но таких случаев пара процентов на рынке.

В деловом обороте принято, что если посредник участвует в сделке, то он выполняет квалифицированную работу, призванную облегчить жизнь клиента, и получает вознаграждение в соответствии с рыночными условиями. Перекосы на рынках из-за не информированности быстро сходят на нет.

Рынок рассудит

Сейчас рынок банкротств представляет собой стихийно организовавшийся процесс. Тем не менее, по данным арбитражных судов в год проходят процедуру около 30 тысяч человек. При цене процедуры в 100 тысяч рублей объем рынка составляет 3 миллиарда рублей в год. Рынок имеет потенциал роста поскольку ежегодно к тем 800 тысячам потенциальным банкротам(тем, кто подпадает под критерии банкротства по закону) ежегодно прибавляется около 100 тысяч. И в целом суды в скором времени выйдут на такую мощность в 100 тысяч дел в год.

Андрей Гроденский 

Возврат к списку

Проблемы

Возникли претензии правоохранительных или государственных органов

Подробнее

Проекты

2015

Проект по подбору персонала на вакансию менеджер по работе с клиентами в компанию по производству и продаже бытовой техники премиум класса.

Подробнее

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 12.04.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее

Статьи

Видео. Обзор дисциплинарной практики адвокатской палаты года Москвы

В видео представлен обзор дисциплинарной практики адвокатской палаты года Москвы

Подробнее